Неисправности тормозной системы автомобиля
Тормозная система – это то, что ежедневно спасает жизни водителей. Пока она работает исправно, мы даже не задумываемся о её важности. Но стоит возникнуть неполадкам – и каждая поездка превращается в «русскую рулетку».
В этой статье простыми словами расскажем, как устроена тормозная система, какие поломки встречаются чаще всего, как вовремя заметить первые признаки неисправности и – главное – как избежать проблем.
Как устроена тормозная система: без лишней теории
Колодки
Тормозные диски (роторы) и барабаны
Суппорты
Тормозная жидкость
Передаёт давление от главного тормозного цилиндра к колесным.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ)
Тормозные шланги и трубки
Вакуумный усилитель тормозов
Облегчает нажатие педали.
Признаки неисправностей тормозной системы
1. Низкая или мягкая педаль тормоза
Педаль тормоза стала слишком легко нажиматься, а для эффективного торможения приходится давить сильнее, чем раньше. Иногда создается ощущение, будто тормоза «проваливаются».
Причины:
- Воздух в системе (требуется прокачка).
- Утечка тормозной жидкости (проверить шланги, цилиндры, суппорты).
- Износ главного тормозного цилиндра.
Что делать: Проверить уровень жидкости, осмотреть систему на утечки, прокачать тормоза.
2. Жесткая педаль (туго нажимается)
Педаль тормоза становится необычно тугой, для торможения приходится прикладывать значительное усилие.
Причины:
- Неисправность вакуумного усилителя (порвался шланг, сломался клапан).
- Заклинивание суппортов.
Что делать: Проверить вакуумный шланг на трещины, заменить усилитель при необходимости.
3. Педаль проваливается в пол
При нажатии педаль уходит до самого пола без ощутимого сопротивления. Это крайне опасная ситуация, требующая немедленного реагирования.
Причины:
- Сильная утечка жидкости.
- Поломка ГТЦ.
Что делать: Немедленно остановиться и вызвать эвакуатор – ехать с такой неисправностью нельзя!

4. Пульсация педали
Во время торможения водитель ощущает ритмичные толчки через педаль, напоминающие вибрацию. Это не просто дискомфорт — такой симптом указывает на серьезные проблемы с тормозной системой.
Почему происходит:
- Деформациятормозных дисков из-за перегрева или естественного износа
- Износ ступичного подшипника, вызывающее люфт колеса
Как устранить: Проточить или заменить диски, проверить подшипники.
5. Скрежет или металлический лязг при торможении
При нажатии на тормоз раздается неприятный металлический скрежет, который сложно не заметить.
Причины:
- Колодки стерлись до металла.
- Отклеилась фрикционная накладка.
Что делать: Срочно заменить колодки, проверить состояние дисков.
6.Визг или свист
Торможение сопровождается высокочастотным визгом, особенно заметным при легком нажатии на педаль. Это тревожный сигнал, требующий немедленного реагирования.
Почему возникает:
- Использование дешевых некачественных колодок
- Загрязнение тормозных механизмов (пыль, грязь, коррозия).
- Коррозия рабочих поверхностей дисков
Как можно исправить: Почистить суппорты, заменить колодки, использовать специальную смазку.
7. Горит индикатор тормозной системы
Загоревшаяся на приборной панели лампочка — прямое указание на необходимость диагностики. Игнорирование этого сигнала может привести к опасным ситуациям.
Возможные причины:
- Критическое снижение уровня тормозной жидкости
- Срабатывание датчиков износа колодок (если есть).
- Неисправности в системе ABS
- Не выключен ручной тормоз.
Как починить: Проверить уровень жидкости, осмотреть колодки, диагностировать ABS.

8. Машину уводит в сторону при торможении
Машину заметно тянет влево или вправо при торможении, что может быть не только неприятным, но и опасным явлением.
Причины:
- Заклинивание одного из суппортов.
- Разная степень износа колодок слева и справа.
- Подтекание тормозной жидкости на колодки.
Как исправить: Проверить суппорты, заменить колодки, устранить утечки.
9. Запах гари
После активного торможения появляется запах гари, а эффективность тормозов временно снижается.
Причины:
- Заклинивание суппортов.
- Агрессивная езда с частыми торможениями.
- Не отпущен ручник.
Что делать: Дать перегретым тормозам остыть, проверить суппорты, заменить перегретые детали.
Как самостоятельно проверить тормоза?
Не все неисправности требуют немедленного визита в сервис. Некоторые проблемы можно выявить самостоятельно:
Проверка уровня тормозной жидкости
- Откройте капот, найдите бачок ГТЦ
- Уровень должен быть между MIN и MAX
- Если жидкость быстро уходит – ищите утечку
Проверка вакуумного усилителя
- Заглушите двигатель.
- Нажмите педаль тормоза несколько раз – она должна стать жесткой.
- Удерживая педаль нажатой, запустите мотор.
- Если педаль слегка опустилась – усилитель исправен. Если нет – проблема в вакуумной системе.
Осмотр колодок и дисков
- Через колесные диски можно оценить толщину колодок.
- Если остаток фрикционного слоя менее 3 мм – пора менять.
- Диски не должны иметь глубоких борозд или синей побежалости (признак перегрева).
Профилактика неисправностей тормозной системы
Чтобы избежать серьезных поломок, соблюдайте простые правила:
Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости и меняйте ее раз в 2-3 года (она впитывает влагу и теряет свойства).
Следите за состоянием колодок и дисков – износ зависит от стиля езды.
Избегайте резких торможений – это перегревает диски и ускоряет износ колодок.
Периодически чистите суппорты и смазывайте направляющие.
Не игнорируйте посторонние звуки – скрип или вибрация могут быть первыми «звоночками».
При серьезных повреждениях вызывайте эвакуатор. Если неработающие тормоза не удается починить самостоятельно, обратитесь в службу эвакуации. Не подвергайте себя рискам и ни в коем случае не пытайтесь доехать на авто самостоятельно. Телефон горячей линии: +7 (980) 650-31-10
Заказать эвакуатор
Круглосуточный выезд эвакуатора и помощи на дороге
Все статьи по теме
Полный перечень полезных материалов для чтения

Отправить заявку
This site is protected by reCAPTCHA and the Google
Privacy Policy
and Terms of Service apply
