+7 (980) 650-31-10

Неисправности тормозной системы автомобиля

Тормозная система – это то, что ежедневно спасает жизни водителей. Пока она работает исправно, мы даже не задумываемся о её важности. Но стоит возникнуть неполадкам – и каждая поездка превращается в «русскую рулетку».

В этой статье простыми словами расскажем, как устроена тормозная система, какие поломки встречаются чаще всего, как вовремя заметить первые признаки неисправности и – главное – как избежать проблем.

Как устроена тормозная система: без лишней теории

Современные автомобили оснащаются гидравлической тормозной системой, которая состоит из нескольких ключевых элементов. Когда вы нажимаете педаль, происходит цепная реакция:

Колодки

Находятся в суппортах. Прижимаются к дискам или барабанам, создавая трение. Бывают передние и задние (могут отличаться по размеру и материалу).

Тормозные диски (роторы) и барабаны

Диски стоят на большинстве современных авто спереди (реже — сзади), закреплены на ступице и вращаются вместе с колесом. Барабаны встречаются на задних колёсах бюджетных моделей.

Суппорты

Это «лапки», которые сжимают колодки. Бывают плавающие (один поршень) и фиксированные (два и более). Если суппорт заклинивает – колесо может подтормаживать или перегреваться.

Тормозная жидкость

Передаёт давление от главного тормозного цилиндра к колесным.

Главный тормозной цилиндр (ГТЦ)

Превращает нажатие педали в давление жидкости.

Тормозные шланги и трубки

По ним всё это движется. Металлические трубки идут по кузову. Резиновые шланги соединяют суппорты с магистралью.

Вакуумный усилитель тормозов

Облегчает нажатие педали.

Также сюда подключается ABS, которая предотвращает блокировку колес, и ESP, которая помогает удержать машину в поворотах. Все вместе — слаженный механизм, сбой в любом звене ведёт к проблемам.

Признаки неисправностей тормозной системы

1. Низкая или мягкая педаль тормоза

 

Педаль тормоза стала слишком легко нажиматься, а для эффективного торможения приходится давить сильнее, чем раньше. Иногда создается ощущение, будто тормоза «проваливаются».

Причины:

  • Воздух в системе (требуется прокачка).
  • Утечка тормозной жидкости (проверить шланги, цилиндры, суппорты).
  • Износ главного тормозного цилиндра.

Что делать: Проверить уровень жидкости, осмотреть систему на утечки, прокачать тормоза.

2. Жесткая педаль (туго нажимается)

Педаль тормоза становится необычно тугой, для торможения приходится прикладывать значительное усилие.

Причины:

  • Неисправность вакуумного усилителя (порвался шланг, сломался клапан).
  • Заклинивание суппортов.

Что делать: Проверить вакуумный шланг на трещины, заменить усилитель при необходимости.

3. Педаль проваливается в пол

При нажатии педаль уходит до самого пола без ощутимого сопротивления. Это крайне опасная ситуация, требующая немедленного реагирования.

Причины:

  • Сильная утечка жидкости.
  • Поломка ГТЦ.

Что делать: Немедленно остановиться и вызвать эвакуатор – ехать с такой неисправностью нельзя!

как остановить машину если отказали тормоза

4. Пульсация педали

Во время торможения водитель ощущает ритмичные толчки через педаль, напоминающие вибрацию. Это не просто дискомфорт — такой симптом указывает на серьезные проблемы с тормозной системой.

Почему происходит:

  • Деформациятормозных дисков из-за перегрева или естественного износа
  • Износ ступичного подшипника, вызывающее люфт колеса

Как устранить: Проточить или заменить диски, проверить подшипники.

5. Скрежет или металлический лязг при торможении

При нажатии на тормоз раздается неприятный металлический скрежет, который сложно не заметить.

Причины:

  • Колодки стерлись до металла.
  • Отклеилась фрикционная накладка.

Что делать: Срочно заменить колодки, проверить состояние дисков.

6.Визг или свист

Торможение сопровождается высокочастотным визгом, особенно заметным при легком нажатии на педаль. Это тревожный сигнал, требующий немедленного реагирования.

Почему возникает:

  • Использование дешевых некачественных колодок
  • Загрязнение тормозных механизмов (пыль, грязь, коррозия).
  • Коррозия рабочих поверхностей дисков

Как можно исправить: Почистить суппорты, заменить колодки, использовать специальную смазку.

7. Горит индикатор тормозной системы

Загоревшаяся на приборной панели лампочка — прямое указание на необходимость диагностики. Игнорирование этого сигнала может привести к опасным ситуациям.

Возможные причины:

  • Критическое снижение уровня тормозной жидкости
  • Срабатывание датчиков износа колодок (если есть).
  • Неисправности в системе ABS
  • Не выключен ручной тормоз.

Как починить: Проверить уровень жидкости, осмотреть колодки, диагностировать ABS.

как остановить машину если отказали тормоза

8. Машину уводит в сторону при торможении

Машину заметно тянет влево или вправо при торможении, что может быть не только неприятным, но и опасным явлением.

Причины:

  • Заклинивание одного из суппортов.
  • Разная степень износа колодок слева и справа.
  • Подтекание тормозной жидкости на колодки.

Как исправить: Проверить суппорты, заменить колодки, устранить утечки.

9. Запах гари

После активного торможения появляется запах гари, а эффективность тормозов временно снижается.

Причины:

  • Заклинивание суппортов.
  • Агрессивная езда с частыми торможениями.
  • Не отпущен ручник.

Что делать: Дать перегретым тормозам остыть, проверить суппорты, заменить перегретые детали.

Как самостоятельно проверить тормоза?

Не все неисправности требуют немедленного визита в сервис. Некоторые проблемы можно выявить самостоятельно:

Проверка уровня тормозной жидкости

  1. Откройте капот, найдите бачок ГТЦ
  2. Уровень должен быть между MIN и MAX
  3. Если жидкость быстро уходит – ищите утечку

Проверка вакуумного усилителя

  1. Заглушите двигатель.
  2. Нажмите педаль тормоза несколько раз – она должна стать жесткой.
  3. Удерживая педаль нажатой, запустите мотор.
  4. Если педаль слегка опустилась – усилитель исправен. Если нет – проблема в вакуумной системе.

Осмотр колодок и дисков

  1. Через колесные диски можно оценить толщину колодок.
  2. Если остаток фрикционного слоя менее 3 мм – пора менять.
  3. Диски не должны иметь глубоких борозд или синей побежалости (признак перегрева).

Профилактика неисправностей тормозной системы

Чтобы избежать серьезных поломок, соблюдайте простые правила:

Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости и меняйте ее раз в 2-3 года (она впитывает влагу и теряет свойства).

Следите за состоянием колодок и дисков – износ зависит от стиля езды.

Избегайте резких торможений – это перегревает диски и ускоряет износ колодок.

Периодически чистите суппорты и смазывайте направляющие.

Не игнорируйте посторонние звуки – скрип или вибрация могут быть первыми «звоночками».

При серьезных повреждениях вызывайте эвакуатор. Если неработающие тормоза не удается починить самостоятельно, обратитесь в службу эвакуации. Не подвергайте себя рискам и ни в коем случае не пытайтесь доехать на авто самостоятельно. Телефон горячей линии: +7 (980) 650-31-10

Заказать эвакуатор

Круглосуточный выезд эвакуатора и помощи на дороге

Все статьи по теме

Полный перечень полезных материалов для чтения

Контакты

Телефон эвакуатора

Адрес

Полушкина Роща 16с8, оф. 11

Email

company@service-cab.ru

Часы работы

Круглосуточно

Отправить заявку

This site is protected by reCAPTCHA and the Google
Privacy Policy
and Terms of Service apply