Перегрелся двигатель — 10 причин и что делать
При какой температуре закипает двигатель?
1. Недостаток охлаждающей жидкости
Один из самых частых факторов — банальный низкий уровень антифриза. Если охлаждающей жидкости мало или она потеряла свои свойства, тепло от двигателя не отводится должным образом, и температура быстро ползёт вверх. Утечки могут быть вызваны:
- трещинами в радиаторе или патрубках;
- ослабшими хомутами;
- пробитой прокладкой ГБЦ (в этом случае антифриз уходит в масло или сгорает в цилиндрах).
Даже при небольшом снижении уровня антифриза мотор уже может начать греться сильнее.
2. Поломка термостата
Может ли перегреваться двигатель из-за термостата? Безусловно, да. Термостат отвечает за то, чтобы антифриз начинал циркулировать по большому кругу при достижении рабочей температуры. Если он заклинил в закрытом положении, жидкость не доходит до радиатора, и мотор раскаляется буквально за минуты.
3. Неисправность вентилятора
При движении по трассе двигатель обдувается потоком воздуха. Но на холостом ходу или в пробке его охлаждение зависит от вентилятора. Если он не включается, антифриз не охлаждается и закипает. Так почему перегревается и закипает двигатель у машины? Причины:
- сгорел мотор вентилятора;
- неисправен датчик включения;
- обрыв проводки;
- поломка диффузора, из-за которой поток воздуха рассеивается и не попадает на радиатор.

4. Засор радиатора
Соты радиатора со временем забиваются пылью, листьями, насекомыми. Это резко снижает теплоотдачу. Из-за чего может перегреваться двигатель автомобиля? Вполне возможно — из-за банального мусора в радиаторе. Решение простое: периодически чистить его снаружи и промывать изнутри.
5. Поломка помпы
Водяной насос (помпа) обеспечивает циркуляцию антифриза. Если помпа заклинивает или у неё изношен подшипник, охлаждающая жидкость перестаёт циркулировать. Также высокая температура вызывает обрыв приводного ремня. В таких случаях ДВС быстро закипает даже на небольшом пробеге.
6. Утечка или разгерметизация системы
Любая трещина или слабое соединение в системе охлаждения — это потенциальная утечка антифриза и снижение давления. А с пониженным давлением температура кипения снижается, и жидкость закипает раньше.
7. Забитый катализатор
Если катализатор или выпускной коллектор частично перекрыт, горячие газы не успевают выходить, и тепло накапливается в зоне двигателя. Это не сразу приводит к перегреву, но повышает общую термическую нагрузку.

8. Клапаны и система газораспределения
Может ли перегреваться двигатель из-за клапанов? Да, особенно если нарушены фазы газораспределения. Например, при зажатых выпускных клапанах отработанные газы задерживаются в камере сгорания, повышая температуру в цилиндрах. Это даёт дополнительную тепловую нагрузку на мотор.
9. Низкий уровень масла
Масло не только смазывает, но и частично охлаждает мотор. При низком уровне смазки возрастает трение, а значит и повышается температура. Это может случиться даже при исправной системе охлаждения.
10. Слишком высокая внешняя температура
Летом, особенно в пробках под палящим солнцем, система охлаждения работает на пределе. Если радиатор загрязнён, антифриза мало, а вентилятор не включается вовремя — проблемы практически неизбежены.
Почему перегревается дизельный двигатель?
В первую очередь стоит обратить внимание на работу топливного насоса, фильтров и запорного клапана — сбои в этой системе легко могут привести к перегреву. Если пробег у автомобиля внушительный, не забудьте проверить свечи накаливания — изношенные или неисправные, они затрудняют запуск и могут косвенно влиять на перегрев дизельного двигателя в процессе работы.
Машина не заводится после перегрева двигателя — причины и как действовать?
Ситуация, когда машина не заводится после перегрева двигателя, всегда застает врасплох. Вроде бы всё было нормально, но стрелка температуры полезла вверх, мотор закипел, заглох — и теперь тишина. Паниковать в такой момент бессмысленно, а вот действовать необходимо грамотно.
Главное — не пытайтесь завести мотор повторно, особенно если перегретый двигатель не заводится с первой попытки. Так можно получить куда более серьёзную поломку — вплоть до капитального ремонта. С большой вероятностью требуется вмешательство специалистов. Даже если под капотом всё выглядит «нормально», внутри могли уже начаться разрушительные процессы.
Когда двигатель перегрелся и заглох, это может быть следствием серьёзных внутренних повреждений. Чаще всего после перегрева нарушается герметичность прокладки ГБЦ, деформируется головка блока цилиндров или клинит поршневая группа. Также возможны сбои в работе датчиков, электрики и системы зажигания.
Если после перегрева двигатель не заводится, лучший и самый безопасный вариант — обратиться к профессионалам. Не рискуйте, не толкайте, не буксируйте — это может повредить трансмиссию или усугубить проблему. Служба эвакуации «КЭБСервис» аккуратно доставит автомобиль до выбранного СТО. Вызов профессионального эвакуатора позволяет избежать более серьёзной поломки и последующих дополнительных расходов. Запомните, избежать серьёзного ремонта вполне реально, если среагировать правильно и вовремя. Телефон горячей линии: +7 (980) 650-31-10
Что делать, если перегрет и закипел двигатель: Пошаговое руководство
Перегрев ДВС требует немедленной реакции и правильных действий. А ведь не каждый водитель знает, что делать при перегреве двигателя. Расскажем, как действовать и на что обращать внимание.
Итак, ваш главный индикатор — стрелка температуры охлаждающей жидкости на панели приборов. Если она ушла в красную зону, а из-под капота пошёл пар или появился запах антифриза — двигатель перегрет и закипел, и вот что делать:
- Остановитесь как можно скорее. Без резких торможений, аккуратно съезжайте на обочину.
- Не выключайте мотор сразу. Особенно если у вас современное авто — пусть поработает на холостых оборотах: это позволит вентилятору и помпе продолжать охлаждение.
- Выключите кондиционер. Это дополнительная нагрузка на мотор. Кстати, если вы заметили, что перегревается двигатель при включённом кондиционере, это повод для отдельной диагностики — возможно, не справляется вентилятор или засорён радиатор.
- Включите печку на максимум и откройте окна. Даже летом. Это отведёт лишнее тепло от ДВС в салон. Если же печка дует холодным воздухом, а двигатель перегревается, скорее всего, в системе охлаждения нет достаточного количества жидкости или присутствует воздушная пробка.
- После остановки откройте капот. Это ускорит отвод тепла. Только аккуратно — пар может обжечь.
Что нельзя делать при перегреве двигателя
При перегреве важно не навредить ещё больше. Вот что категорически нельзя делать:
- Не открывайте крышку расширительного бачка. Из-под неё может вырваться пар под высоким давлением — это опасно для жизни. К тому же, резкий сброс давления может спровоцировать закипание антифриза в самых горячих частях ДВС и усилить перегрев.
- Не поливайте двигатель холодной водой. Контраст температур при попадании холодной воды на раскалённые детали вызывает резкие температурные деформации. Металл не любит таких скачков — это прямой путь к трещинам и разрушению корпуса мотора. Эффект тот же, что и при резком охлаждении горячего стекла — оно просто лопается.
- Не доливайте холодную жидкость антифриз в горячий мотор. Это может повредить головку блока цилиндров, радиатор или другие элементы системы охлаждения. Жидкость нужно доливать только после полного остывания авто.
Если двигатель перегрелся — дайте ему время на естественное охлаждение, выключите зажигание, откройте капот (но не бачок!), и не предпринимайте действий наугад. А главное — как только ситуация стабилизировалась, обратитесь к специалистам. Это избавит от серьёзных последствий и дорогого ремонта.
Заказать эвакуатор
Круглосуточный выезд эвакуатора и помощи на дороге
Все статьи по теме
Полный перечень полезных материалов для чтения

Отправить заявку
This site is protected by reCAPTCHA and the Google
Privacy Policy
and Terms of Service apply
